МАКС БЕКМАН АВТОПОРТРЕТ 1923 г. Музей современного искусства, Германия
МАКС БЕКМАН Max Beckmann 12 февраля 1884 Лейпциг – 27 декабря 1950 Нью-Йорк Немецкий художник и график. В 1900–1903 учился в веймарской Академии живописи. Затем он посетил Париж, Женеву, Флоренцию, Финляндию и обосновался в 1907 году в Берлине. Здесь художник входит в контакт с членами «Берлинского Сецессиона» Либерманом и Коринтом. Правда, скоро эту группировку постигает раскол, так как жюри не принимает на выставку 27 работ Нольде и Пехштейна, которые организуют собственный «Новый Сецессион», куда входит и Бекман. Все члены «Нового Сецессиона» увлекаются новыми веяниями в искусстве и на своей второй выставке экспонируют картины французских фовистов и кубистов. В эти годы, предшествовавшие первой мировой войне, экспрессионизм находится в стадии бурного роста и необыкновенной жизнедеятельности. Пору творческого расцвета переживает и Макс Бекман. В это время знаменитый культуролог и философ Пауль Кассирер устраивает первую выставку художника и пишет о нем монографию. Бекман в юности преклонялся перед Либерманом и Коринтом, стремился подражать их темпераментной живописи. Об этом свидетельствуют его ранние пейзажи конца 1910-х годов. Но после выхода из «Берлинского Сецессиона» он оставляет пленерную реалистическую живопись. В его творчество проникают драматические настроения, которые позже выльются в социальный протест. Таковы его городские пейзажи («Улица Тауентциен», 1913; «Улица ночью», 1913), в которых Бекман сознательно уходит от академической виртуозной манеры письма, упрощает свои художественные приемы, для того чтобы яснее выразить трагическую суть своего мировосприятия. Во время Первой мировой войны служил санитаром на фронте. По окончании войны Бекман поселился во Франкфурте-на-Майне. С 1925 года Бекман преподает в штеделевской художественной школе во Франкфурте. В это время он много путешествует по Европе, работает в Париже. С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году Бекмана увольняют. Его произведения экспонировались на выставке «Дегенеративное искусство». Он живет еще несколько лет на родине, но духовный климат становится там все ужаснее, и художник уезжает в 1937 году в Амстердам (Голландия). Однако и здесь ему приходится до конца войны скрываться от нацистских властей. Лишь в 1947 году Бекмана приглашают в Америку на преподавательскую работу в университет Сент-Луиса, и он покидает Европу. В работах Бекмана можно проследить последовательную стилистическую эволюцию. Он начал с подражания импрессионизму в произведениях, представленных на выставках первого Берлинского Сецессиона. Работы, созданные мастером после войны, исполнены ужаса и глубокой скорби, выраженных посредством очень резких и грубых искажений. Типичные произведения этого периода – картины Ночь (1918–1919, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален) и Семейный портрет (Нью-Йорк, Музей современного искусства). В своей картине «Ночь» он воздействует на зрителя сценой ужаса. И хотя картина написана на тему реального происшествия—нападения бандитов на семью, она рождает ассоциации широкого социального и исторического плана. Недаром это произведение создано в 1918—1919 годах, когда Германия вступает в совершенно особый период своей истории. В 1920-е годы искажения постепенно нивелируются; находясь в спокойном расположении духа, Бекман пишет в более нейтральной манере, например, Автопортрет с сигарой (частное собрание). Особенно примечательны портреты его кисти, которые принесли ему славу одного из лучших немецких портретистов. Они доминируют в его творчестве—мало кто из немецких художников этого периода уделял столь много внимания человеческой личности. К 1930-м годам, когда техническое мастерство художника достигло самого высокого уровня, он обращается к более утонченным и сложным образам. Содержание его произведений приобретает обобщенный и аллегорический характер, как в триптихе Отплытие (1932–1933, Нью-Йорк, Музей современного искусства) и Карнавал (университет Айовы). Творчество Бекмана отличает напряженная и мощная реалистическая трактовка формы – эффект, которого он достигал посредством использования острых обобщенных контуров и интенсивного колорита. Умер Бекман в Нью-Йорке 27 декабря 1950.
НАЗАД
Другие автопортреты М.Бекмана
Картины М.Бекмана на сайте "Ciudad de la Pintura"
Картины М.Бекмана на сайте "Humanities Web"